О хукме митингов и демонстраций в исламе

(В материале использованы работы из различных исламских источников на разных языках, да воздаст им Аллах благом за труды).

Одной из форм выражения общественного мнения в наше время является проведение митингов и манифестаций. Не всегда, но в некоторых случаях подобные мероприятия способны оказывать воздействие на власть имущих, способствовать устранению несправедливости, уменьшению зла и т. д. Естественно, что в некоторых ситуациях у мусульман возникает вопрос: дозволены ли митинги и демонстрации в исламе? Или с шариатской точки зрения их проведение является харамом?

То, что проведение митингов и демонстраций является запрещённым, не имеющим основы в шариате действием – представляет собой активно распространяемую точку зрения, которая восходит главным образом к учёным саудовского комитета по фатвам.

Здесь мы не будем углубляться в наше отношение к этим людям из королевского “комитета”, и отметим только одно: они запретили даже те демонстрации, на которые мусульмане вышли после оскорблений Пророка (صلى الله عليه وسلم). То есть: эти митинги были направлены не против каких-то там “мусульманских правителей”, а против явных неверующих, оскорбляющих религию Аллаха. Об этом в своё время подробно говорил шейх Анвар аль-Авляки, да смилуется над ним Аллах.

Так вот, пропуская наше отношение к этим учёным, постараемся разобраться лишь в одном: правдива ли такая точка зрения? Действительно ли митингам и демонстрациям нет никакого места в исламе, действительно ли это деяния, не имеющие никакой основы в шариате?

Разумеется, речь не идёт о тех демонстрациях, цели которых противоречат шариату: как например равное положение мужчин и женщин во всех делах, защита демократических принципов или права сексуальных меньшинств. Запретность подобных манифестаций очевидна. Речь идёт только о тех митингах и демонстрациях, цели которых не противоречат шариату.

Среди учёных, высказывающих мнение о дозволенности таких манифестаций, хотелось бы отметить слова шейха Али аль-Худейра, который, в частности, сказал:

«Во-первых, необходимо правильно понять, что собой представляет митинг, поскольку шариатское положение любого явления основывается на представлении о нём. Митинг – это коллективный выход людей, преследующих определённую цель, когда митингующие проявляют таким образом осуждение и недовольство чем-либо, или же хотят добиться выполнения чего-либо, показывая важность этого дела и подталкивая к его исполнению.

Что касается доказательств о дозволенности митинга, то они состоят в следующем:

1.Основой в вещах является дозволенность, пока не придёт частное доказательство на запрет.

2.Митинг подпадает под общие шариатские принципы, такие, как: «помогайте в благочестии и богобоязненности»; «мусульмане подобны единому строению, часть которого укрепляет другую часть» и другие.

3.Митинг относится к разновидностям джихада, повелению одобряемого и запрету порицаемого. Коллективное же исполнение этих установок является ещё более предпочтительным.

4.Митинг подобен воплощению принципа «кто из вас увидит порицаемое, пусть исправит это рукой, а затем – языком». В данном случае это аналогично исправлению порицаемого органами тела, что выражается выходом на митинг для указания на порицаемое. Доказательство в данном случае заключается в следующем: если слова являются порицанием, то выход на митинг для выражения порицания тоже является порицанием. Также можно провести аналогию с принципом «слова истины в лицо несправедливому правителю», поскольку коллективный выход с порицанием подобен этому. Также можно провести аналогию с ситуацией, в которой тому, в чьём присутствии совершается порицаемое, и он не может его изменить, следует выйти и покинуть своё место. Коллективное же покидание более явно выражает порицание, и этому подобен и коллективный выход для порицания, что и называется митингом (демонстрацией)».

Отвечая на эти аргументы, сторонники мнения о запрещённости митингов говорят, что причина для таких действий была и во времена Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم), и не было у него препятствий для осуществления этого, однако он (صلى الله عليه وسلم) не сделал этого. И говорят: раз в такой ситуации это действие оставил Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم), значит – оно является отвергаемым нововведением и уподоблением неверным.

Однако хочется отметить, что причиной для оставления дозволенного действия может быть не только препятствие, но и преобладание ожидаемого вреда над пользой. Дозволенное действие не является обязательным, и его можно оставить даже без всякого повода, а тем более из практических соображений пользы и вреда. И Посланнику Аллаха (صلى الله عليه وسلم) лучше было знать соотношение пользы и вреда в той или иной конкретной ситуации.

Затем: давайте посмотрим – действительно ли в Сире Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم) нет никакой основы для подобных действий, хотя бы посредством аналогии? Действительно ли Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم) никогда не собирал людские массы, чтобы выразить порицание ширку и куфру, чтобы сообщить о чём-либо важном, заручиться людской поддержкой, призвать людей к таухиду или к благим поступкам?

Саид ибн Джубейр передал, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал:

«Когда был ниспослан аят وَأَنْذِرْ عَشِيرَتَكَ الْأَقْرَبِينَ – “И предостереги своих ближайших родственников!” (26:214) – Пророк, (صلى الله عليه وسلم), поднялся на ас-Сафу и принялся громко звать племена курайшитов: “О Бану Фихр! О Бану Ади!”, пока они не собрались вместе, а те, кто не смог прийти, отправил вместо себя кого-нибудь, чтобы узнать, в чём дело. Туда пришёл Абу Ляхаб и курайшиты, и Посланник Аллаха, (صلى الله عليه وسلم), сказал: “Скажите, если я скажу вам, что в долине стоит конница, которая готова напасть на вас, поверите ли вы мне?” Они ответили: “Да, мы не видели от тебя ничего, кроме правды”. Он сказал: “Поистине, я предостерегаю вас перед наступлением тяжких мучений”. Тогда Абу Ляхаб сказал: “Пропади ты пропадом на весь оставшийся день! Неужели ты собрал всех нас ради этого?”…» (Ахмад 1/281, 307, аль-Бухари 4770, Муслим 208, ат-Тирмизи 3363).

Абу Дауд и другие мухаддисы приводят хадис, в котором сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал:

«После того как Посланник Аллаха, (صلى الله عليه وسلم), разбил курайшитов в день Бадра и прибыл в Медину, он собрал иудеев на рынке Бану Кайнука и сказал им: “О иудеи, примите ислам, пока не постигло вас то же, что постигло курайшитов!” Они сказали: “О Мухаммад, не обольщайся тем, что ты уничтожил толпу курайшитов, неискушенных в военных делах. Если бы ты сразился с нами, то узнал бы, что мы за люди, и понял бы, что таких ты еще не встречал!” – и тогда Аллах Всевышний ниспослал следующие Аяты:

قُلْ لِلَّذِينَ كَفَرُوا سَتُغْلَبُونَ وَتُحْشَرُونَ إِلَىٰ جَهَنَّمَ ۚ وَبِئْسَ الْمِهَادُ

قَدْ كَانَ لَكُمْ آيَةٌ فِي فِئَتَيْنِ الْتَقَتَا ۖ فِئَةٌ تُقَاتِلُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَأُخْرَىٰ كَافِرَةٌ يَرَوْنَهُمْ مِثْلَيْهِمْ رَأْيَ الْعَيْنِ ۚ وَاللَّهُ يُؤَيِّدُ بِنَصْرِهِ مَنْ يَشَاءُ ۗ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَعِبْرَةً لِأُولِي الْأَبْصَارِ

“Скажи тем, которые не уверовали: “Скоро вы будете побеждены и собраны в Аду. Как же скверно это ложе!

Знамением для вас была встреча двух отрядов: один сражался на пути Аллаха, а другой состоял из неверующих. Своими глазами одни увидели, что другие вдвое превышают их числом. Аллах оказывает поддержку тому, кому пожелает. Воистину, в этом есть назидание для обладающих зрением.”». (3:12–13).

Эту же историю приводит в Тафсире Курана Ибн Кясир – от Мухаммада ибн Исхака ибн Ясара, который передал её от Асыма ибн Амра ибн Катады. Её же приводит Ибн Хаджар в «Фатху-ль-Бари» (т. 7. с. 332).

В длинном хадисе о Даджале, передаваемом со слов Фатимы бинт Кейс, говорится:

«…Когда период воздер­жания (‘идда) для меня истёк, я услышала призыв глашатая посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Общая молитва», и пошла в мечеть, (где) совершила эту молитву вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находясь в ряду женщин непосредственно за спинами мужчин. Закончив молиться, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, улыбаясь, сел на минбаре и сказал: «Пусть каждый человек остаётся на том месте, где он молился», а потом спросил: «Знаете ли вы, почему я вас собрал?» (Люди) сказали: «Аллах и Посланник Его знают об этом лучше». Тогда (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Клянусь Аллахом, я собрал вас не для того, чтобы побуждать или устрашать, а собрал я вас потому, что Тамим ад-Дари раньше был христианином, а теперь пришёл, принёс (мне) присягу и принял ислам, и он сказал мне о Лжемессии (о Даджале) нечто соответствующее тому, что о нём гово­рил вам я…» (Муслим 2942). 

И есть ещё немало примеров того, как Пророк (صلى الله عليه وسلم) собирал людей для того, чтобы объявить им о чём-нибудь важном, или призвать их к какому-либо делу, или, напротив, отвратить от чего-либо порицаемого. И даже его последнюю проповедь во время прощального паломничества можно рассматривать в этом контексте.

Что же касается историй из жизни сподвижников, то можно привести в пример протестный караван во главе с известными сподвижниками – Тальхой ибн УбейдуЛлахом, Зубейром ибн аль-Аввамом и матерью правоверных Аишей – направившийся из Мекки в Басру с требованием мести за кровь халифа Усмана. Первоначально он состоял из 700 человек, но по пути к нему примкнуло много людей из различных племен, в результате чего их численность возросла до 3000. Фактически, это был не просто протест, а протест против некоторых действий правителя, причём праведного правителя. И никому, в том числе и самому праведному халифу Али, не пришло в голову назвать основу таких действий отвергаемым нововведением.

Абу Нуайм в своей книге «Хильятуль авлия» приводит слова выдающегося табиина Абу Амра Амира аш-Шаби, передавшего хадисы от более чем 50 сподвижников:

“نِعْمَ الشَّيْءُ الْغَوْغَاءِ يَسُدُّوْنَ السَّيْلَ، ويطفئون الْحَرِيقَ، وَيَشْغَبُونَ عَلَى وُلاةِ السَّوْءِ”

“Как прекрасна шумящая толпа! Она перекрывает поток, тушит пожар и бушует против скверных властителей”.

Вообще же, в истории ислама таких случаев было очень и очень много, но мы приведём лишь ещё два примера, связанных с именами выдающихся исламских учёных.

Первый пример – это освобождение имама Ахмада из-под стражи. Маймун ибн аль-Асбаг передаёт: “Ахмад ибн Ханбаль был освобождён после того, как люди собрались у ворот и стали кричать – тогда дело дошло до того, что султан испугался и отпустил его” («Манакиб аль имам Ахмад», 460).

Второй пример – это сплочение людей и их присоединение к шейхуль исламу Ибн Таймийе, который, услышав о порицаемых нововведениях в месте под названием Баб ас-Сагир, решил направиться туда, и в результате вместе с ним собралась и отправилась многочисленная людская толпа («Аль-Джами ли-Сирати шейхуль ислам Ибн Теймия», 80).

Думается, приведённых примеров вполне достаточно, чтобы понять, что митинги и демонстрации в своей основе не являются запрещённым в исламе деянием, либо подражанием кяфирской общественной культуре. Повторимся, что речь идёт только о тех манифестациях, цели и форма проведения которых соответствуют шариату: нет греховных лозунгов, смешения полов, непристойных ругательств, бесправных посягательств на чужое имущество и т. д. К сожалению, такие демонстрации в наше время – большая редкость, даже в странах с мусульманским населением. Сама же тема демонстраций является в наше время актуальной: можно ли, например, обвинить за протесты людей, чьих родственников похищают и убивают кяфиры на Северном Кавказе?

В любом случае, мы не призываем к каким-то конкретным митингам или манифестациям – речь идёт только о том, чтобы разъяснить их дозволенность в своей основе. И ещё раз призвать мусульман быть внимательными к фатвам правительственных учёных, для которых “порицаемо” всё то, что не нравится власть имущим. Именно по этой причине любой протест, а тем более джихад, они возвели на одну ступень с хариджизмом.

Аллах же Знает лучше – и Хвала Аллаху, Господу Миров.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s