بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Говорит Всевышний Аллах в Своей Книге:
وَلَا تَرْكَنُوا إِلَى الَّذِينَ ظَلَمُوا فَتَمَسَّكُمُ النَّارُ وَمَا لَكُمْ مِنْ دُونِ اللَّهِ مِنْ أَوْلِيَاءَ ثُمَّ لَا تُنْصَرُونَ
“Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников, кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки” (11:113).
Толкование ас-Саади:
“О правоверные! Если вы станете потакать грешникам и соглашаться с их несправедливыми поступками, или останетесь довольны заблуждением, которое они исповедуют, то вас поразит адский огонь. И тогда никто не поможет вам избавиться от наказания Аллаха и обрести хотя бы малую толику Его вознаграждения. Никто не защитит вас от лютой кары после того, как она коснется вас. Это откровение предостерегает правоверных склоняться на сторону нечестивцев, примыкать к ним, одобрять их злодеяния и удовлетворяться их несправедливыми воззрениями и поступками. И если мучительное наказание обещано тем, кто склоняется на сторону нечестивцев, то что можно сказать о судьбе самих нечестивцев?!! О Аллах, упаси нас от несправедливости и беззакония!”
А затем: одним из вопросов, в отношении к которым часто запутываются многие мусульмане, является вопрос отношения к учёным этой религии.
Хорошо известно, что уважение и почтительное отношение к обладателям знания является одним из важных исламских принципов. О достоинстве знания и учёных есть множество текстов из Книги Аллаха и Сунны Его Посланника. На эту же тему имеется очень много высказываний от сподвижников, табиинов и последующих поколений наших праведных предшественников.
Однако возникает вот какой вопрос: перед нами сегодня два различных типа обладателей знания, в корне различающихся между собой в отношении к проблемам Уммы, а также в отношении к власть имущим в странах мусульман. И это не то разногласие, в котором обе стороны сохраняют уважение друг к другу, напротив: каждая сторона обвиняет другую в отклонении от истинного пути, во лжи и в многочисленных бедах, постигших эту Умму.
И поскольку истина может быть только одна, встаёт вопрос: к каким из этих учёных нужно прислушиваться мусульманину, чтобы не сбиться с истинного пути? За учёными, занимающими должности в королевских “комитетах по фатвам” – приближёнными к правителям; либо за теми учёными, которые призывают ненавидеть этих правителей, бороться с ними и вести джихад за возрождение величия Уммы?
Следует упомянуть, что в истории этой религии почти во все времена наряду с искренними учёными были и учёные лжи, учёные зла. О них говорит Всевышний Аллах в Своей Книге:
Всевышний Аллах, почтивший похвалой учёных истины, сказал об (одном из таких) учёных лжи:
Если бы Мы пожелали, то возвысили бы его посредством этого. Однако он приник к земле и стал потакать своим желаниям. Он подобен собаке: если ты прогоняешь ее, она высовывает язык, и если ты оставишь ее в покое, она тоже высовывает язык. Такова притча о тех, которые считают ложью Наши знамения. Рассказывай эти истории, — быть может, они призадумаются” (7:175-176).
Испытания – предопределение победоносной группы
Если учёный полагает, что он идёт по пути Пророка (صلى الله عليه وسلم), но при этом не подвергается испытаниям, напротив – его благодарят, им довольны тагуты и враждующие кяфиры – в этом есть указание на то, что он далёк от истины и не находится на пророческом пути.
Вот что сказал Варака ибн Науфаль, когда узнал, что Мухаммад (صلى الله عليه وسلم) – Посланник Аллаха: “…когда бы ни являлся человек с чем-либо подобным тому, что принёс с собой ты, с ним всегда враждовали” (аль-Бухари 3, Муслим 160, Ибн Хиббан 33).
Сказал Абу Мусаб аз-Заркави, да помилует его Аллах:
“Если кто-либо из вас тратит всю свою жизнь в изучении знаний, сидя на своём диване, находясь в безопасности от врагов Аллаха, не подвергаясь ни одного дня испытаниям на пути Аллаха, не получив ударов, и не сидя в заточении, или чего-либо другого – в таком случае, клянусь Аллахом, есть только два варианта:
1) Либо вы более велики перед Аллахом, чем Его Пророк, который был подвергнут разным страданиям ради Аллаха.
2) Либо вы находитесь не на пророческом пути.
И да упасёт Аллах от того, чтобы предположить первое”.
(“Полный архив высказываний Абу Мусаба аз-Заркави”, стр. 50)
О положении учёных, работающих на вероотступнические правительства
Сказал шейх Абу Катада аль-Филистини:
“Что же касается тех ученых и шейхов, которые занимают должности, работая на вероотступников – то их положение может быть различным.
1) Те, которые были обмануты тагутом относительно его положения, и он спрятал своё дело от них. И они – группа, которая освобождается (Ин Ша Аллах) от наказания Аллаха.
2) Те, которые знают положение тагута, но хотят уменьшить зло и достичь блага для людей истины и ислама. Они, если будет угодно Аллаху, получат награду за своё намерение.
3) Те, которые знают положение тагута – но они связаны с ним, помогают ему
и защищают его, искажая религию для людей, и молчат о знании, которое Аллах дал им, в услужение тагуту, ища мирских благ и должностей. Они – неверующие и вероотступники. Это то, что связано с этой темой, и Аллах знает о том, что скрыто – но нам нужно судить только по явным признакам, указывающим на их состояние”.
(“Характеристики победоносной группы”, 16)
Если же кто-то скажет, что шейх Абу Катада проявил здесь излишнюю жесткость в суждении, тогда пусть прочитает слова шейхуль-ислама Ибн Теймии:
«Когда учёный, следуя за решением правителя и оставляя своё знание, противоречит Книге Аллаха и Сунне Его Посланника – он становится неверным и вероотступником, заслуживающим наказания в этой жизни и в следующей. Это правило может быть также применено в отношении группы учёных, которые присоединились к монголам из-за страха перед ними, и желали получить пользу от них. Эти учёные оправдывались, что монголы произносили шахаду, и потому были мусульманами».
(“Маджму аль-Фатава”, том 35, стр. 373)
Конечно, не всегда то, что говорится в общем, может быть применено для вынесения индивидуального такфира. Но если мы не называем поимённо этих учёных неверными – это не значит, что допустимо брать их себе в качестве учителей или религиозных наставников.
Уместно здесь будет также привести дуа шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, с вероубеждениями которого соотносят себя саудовские “большие шейхи” и их последователи:
«Мы просим Аллаха, чтобы Он вёл нас, и наших братьев мусульман, по прямому пути – пути тех, кого Аллах облагодетельствовал, и чтобы предостерег нас от дороги тех, на кого пал Гнев, коими являются ученые, которые знают – и не совершают деяния в соответствии со своим знанием, и дороги заблудших, коими являются много поклоняющиеся невежды!»
(“ад-Дурар ас-Сания” 2/101-102)
Наконец, завершая написанное по данной теме, мы хотели бы привести замечательные слова шейха Абдуль-Азиза ат-Тарифи, прекрасно подходящие для подведения итога в данном вопросе:
«Учёные бану Исраиль продавали свою религию за ничтожную цену, а сегодня есть такие учёные, что продают свою религию вообще без всякой цены, бесплатно. Но Аллах взял на Себя ответственность за сохранение Своей религии, поэтому сгинет их религия, а не религия Аллаха!»
И в завершение – Хвала Аллаху, Господу миров.
Известно, что один человек спросил Суфьяна ас-Саури: «Я шью платья тиранам. Считаюсь ли я помощником несправедливых?» Суфьян ответил: «Нет, не считаешься, ибо ты сам уже стал несправедливым (делая это). Помощником же несправедливых может считаться тот, кто продал тебе нитку (или иглу)».
Интересно, что бы сказал Суфьян ас-Саури об этих Саудовских шейхах.
LikeLike