Об учёных истины и учёных лжи

 بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Говорит Всевышний Аллах в Своей Книге:

وَلَا تَرْكَنُوا إِلَى الَّذِينَ ظَلَمُوا فَتَمَسَّكُمُ النَّارُ وَمَا لَكُمْ مِنْ دُونِ اللَّهِ مِنْ أَوْلِيَاءَ ثُمَّ لَا تُنْصَرُونَ

“Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников, кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки” (11:113).

Толкование ас-Саади:

“О правоверные! Если вы станете потакать грешникам и соглашаться с их несправедливыми поступками, или останетесь довольны заблуждением, которое они исповедуют, то вас поразит адский огонь. И тогда никто не поможет вам избавиться от наказания Аллаха и обрести хотя бы малую толику Его вознаграждения. Никто не защитит вас от лютой кары после того, как она коснется вас. Это откровение предостерегает правоверных склоняться на сторону нечестивцев, примыкать к ним, одобрять их злодеяния и удовлетворяться их несправедливыми воззрениями и поступками. И если мучительное наказание обещано тем, кто склоняется на сторону нечестивцев, то что можно сказать о судьбе самих нечестивцев?!! О Аллах, упаси нас от несправедливости и беззакония!”

А затем: одним из вопросов, в отношении к которым часто запутываются многие мусульмане, является вопрос отношения к учёным этой религии.

Хорошо известно, что уважение и почтительное отношение к обладателям знания является одним из важных исламских принципов. О достоинстве знания и учёных есть множество текстов из Книги Аллаха и Сунны Его Посланника. На эту же тему имеется очень много высказываний от сподвижников, табиинов и последующих поколений наших праведных предшественников.

Однако возникает вот какой вопрос: перед нами сегодня два различных типа обладателей знания, в корне различающихся между собой в отношении к проблемам Уммы, а также в отношении к власть имущим в странах мусульман. И это не то разногласие, в котором обе стороны сохраняют уважение друг к другу, напротив: каждая сторона обвиняет другую в отклонении от истинного пути, во лжи и в многочисленных бедах, постигших эту Умму.

И поскольку истина может быть только одна, встаёт вопрос: к каким из этих учёных нужно прислушиваться мусульманину, чтобы не сбиться с истинного пути? За учёными, занимающими должности в королевских “комитетах по фатвам” – приближёнными к правителям; либо за теми учёными, которые призывают ненавидеть этих правителей, бороться с ними и вести джихад за возрождение величия Уммы?

Следует упомянуть, что в истории этой религии почти во все времена наряду с искренними учёными были и учёные лжи, учёные зла. О них говорит Всевышний Аллах в Своей Книге:

مَثَلُ الَّذِينَ حُمِّلُوا التَّوْرَاةَ ثُمَّ لَمْ يَحْمِلُوهَا كَمَثَلِ الْحِمَارِ يَحْمِلُ أَسْفَارًا ۚ بِئْسَ مَثَلُ الْقَوْمِ الَّذِينَ كَذَّبُوا بِآيَاتِ اللَّهِ ۚ وَاللَّهُ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ
“Те, кому было поручено придерживаться Таурата (Торы) и которые не придерживались Его, подобны ослу, который везёт на себе много книг. Как же скверно сравнение с людьми, которые считают ложью знамения Аллаха! Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей” (62:5).

 

Всевышний Аллах, почтивший похвалой учёных истины, сказал об (одном из таких) учёных лжи:

وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ الَّذِي آتَيْنَاهُ آيَاتِنَا فَانْسَلَخَ مِنْهَا فَأَتْبَعَهُ الشَّيْطَانُ فَكَانَ مِنَ الْغَاوِينَ
وَلَوْ شِئْنَا لَرَفَعْنَاهُ بِهَا وَلَٰكِنَّهُ أَخْلَدَ إِلَى الْأَرْضِ وَاتَّبَعَ هَوَاهُ ۚ فَمَثَلُهُ كَمَثَلِ الْكَلْبِ إِنْ تَحْمِلْ عَلَيْهِ يَلْهَثْ أَوْ تَتْرُكْهُ يَلْهَثْ ۚ ذَٰلِكَ مَثَلُ الْقَوْمِ الَّذِينَ كَذَّبُوا بِآيَاتِنَا ۚ فَاقْصُصِ الْقَصَصَ لَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ

 

“Прочти им историю о том, кому Мы даровали Наши знамения, а он отбросил их. Дьявол последовал за ним, и он стал заблудшим.

Если бы Мы пожелали, то возвысили бы его посредством этого. Однако он приник к земле и стал потакать своим желаниям. Он подобен собаке: если ты прогоняешь ее, она высовывает язык, и если ты оставишь ее в покое, она тоже высовывает язык. Такова притча о тех, которые считают ложью Наши знамения. Рассказывай эти истории, — быть может, они призадумаются” (7:175-176).

Аяты эти, как известно, были ниспосланы по поводу Бальама ибн Бауры, который был учёным среди людей своего племени, и на его дуа отвечал Аллах. Однако он предпочёл потакать своим страстям, и по просьбе своего народа согласился проклинать Посланника Аллаха Мусу, Мир ему. В результате он не только умер неверующим, но и стал обобщённым символом учёных, использующих свои знания для борьбы с истиной и продавших свою веру ради славы.
И есть хадисы Посланника Аллаха о том, как учёный может впасть в заблуждение и сбиться с истинного пути. И одна из вернейших дорог к этому – вхождение в двери правителей:
«Тот, кто проживал в пустыне, становится черствым, а тот, кто преследует дичь — проявляет беспечность. Подвергается искушению тот, кто приходит к дверям  правителя. Чем ближе кто-то будет приближаться к правителю, тем дальше он будет отдаляться от Аллаха» /Или:«…Никто не приближается к правителю, иначе как отдалившись от Аллаха»/ (Ахмад 2/371, 440, Ибн ‘Ади 1/318).
_______________
«Остерегайтесь дверей правителя! Поистине, эта дверь суровости и унижения!» (ад-Дайлями 2/345, Ибн ‘Асакир 13/332, достоверный хадис).
Правда, есть и хадисы, побуждающие помогать правителю в благом и делать ему наставления. Многие из праведных предшественников на этой основе разрешали посещать благих и справедливых правителей.
Были и учёные, которые разрешали посещать порочных правителей, с тем чтобы удерживать их от зла и говорить слово истины им в лицо. Причём последнее – “слово истины в лицо несправедливому правителю” – является наилучшим джихадом, как сказано в достоверном хадисе.
Но никто из учёных не говорил о дозволенности посещать правителей, прославившихся не только всеми видами пороков, но и явным куфром, и делать за них благодарственные молитвы во всеуслышание, которые больше похожи на обычное подхалимство, чем на обряд из Сунны.
Обратите внимание: (это всего лишь один из тысячи примеров) – здесь молитва не за то, чтобы Аллах наставил правителя на верный путь – нет, это именно благодарственная молитва за такого”хорошего” правителя. И королевский учёный предпочитает делать ее не наедине с Аллахом, а так, чтобы сам правитель услышал.
Может быть, кто-то скажет, что это тоже Сунна? Что нет проблем восхвалять султана почти в лицо? Что ж, этим “шейхам” такая роль вполне подходит. Да и не похожи они, честно говоря, на тех, кто “говорит слово истины в присутствии несправедливого правителя”:
афгяфт
Речь здесь идёт не только о каком-то одном, конкретном правителе, а в целом о властителях последних десятилетий в мусульманских странах. У каждого из них была своя “группа поддержки” со стороны всякого рода “шейхов”, а Саудия – как страна главных исламских святынь – представляет собой лишь наиболее яркий пример этого явления. Правители её многократно прославились не только порочностью, но и явным куфром: дружбой с предводителями неверия – убийцами мусульман, их награждением, обниманием и плясками с ними (в частности, ставший мерзкой традицией танец с саблями в руках под ручку с кяфирами – это издевательство над многовековой историей исламского джихада), участием в кяфирских коалициях и провозглашаемых ими крестовых походах, в съездах по “братству религий” и т. д.
Дозволительно ли ученому унижать свою религию, продолжая посещать таких правителей, призывая к подчинению им, молясь за их благополучие, называя выходящих против них “хариджитами” и даже призывая выдавать их властям?
____________
Мы не знаем ни одного довода из Книги Аллаха или Сунны Его Посланника (صلى الله عليه وسلم), который бы подтверждал, что истинные учёные – это те, которые заседают в королевских и правительственных “комитетах по фатвам”. Отдельный вопрос: насколько допустимо для ученого вообще сидеть в таких комитетах, содержащихся на дотации этих правителей – вероотступников и тиранов.
____________
Мы спрашиваем: где доказательства, что мы должны оставить достойных и бесстрашных учёных нашего времени, как Сулейман аль-Ульван, Умар Абдур-Рахман, Харис ан-Наззари, Абу Катада Филистини, Абу Мухаммад аль-Макдиси и другие – и должны слушать муфтия саудовских принцев или Салиха аль-Фаузана?
Например, рекомендации (тазкия) шейху Макдиси давали очень много достойных доверия учёных, о чём можно подробно послушать здесь. То же самое можно сказать и о других – названных и неназванных нами – но достойных доверия шейхах. Однако некоторые почему-то считают, что рекомендации также принимаются исключительно от учёных королевского “комитета”.
Им достаточно поменять всего одно слово – и вместо “королевский учёный” они говорят “большой учёный”. В то время как саляфы говорили, что лучшие из правителей – это самые близкие к учёным, а лучшие из учёных – это самые далёкие от правителей.
Однако думается, что для разумного мусульманина не составляет большого труда отличить праведных учёных истины от учёных лжи.


Испытания – предопределение победоносной группы

Если учёный полагает, что он идёт по пути Пророка (صلى الله عليه وسلم), но при этом не подвергается испытаниям, напротив – его благодарят, им довольны тагуты и враждующие кяфиры – в этом есть указание на то, что он далёк от истины и не находится на пророческом пути.

Вот что сказал Варака ибн Науфаль, когда узнал, что Мухаммад (صلى الله عليه وسلم) – Посланник Аллаха: “…когда бы ни являлся человек с чем-либо подобным тому, что принёс с собой ты, с ним всегда враждовали(аль-Бухари 3, Муслим 160, Ибн Хиббан 33).

Сказал Абу Мусаб аз-Заркави, да помилует его Аллах:

“Если кто-либо из вас тратит всю свою жизнь в изучении знаний, сидя на своём диване, находясь в безопасности от врагов Аллаха, не подвергаясь ни одного дня испытаниям на пути Аллаха, не получив ударов, и не сидя в заточении, или чего-либо другого – в таком случае, клянусь Аллахом, есть только два варианта:

1) Либо вы более велики перед Аллахом, чем Его Пророк, который был подвергнут разным страданиям ради Аллаха.

2) Либо вы находитесь не на пророческом пути.

И да упасёт Аллах от того, чтобы предположить первое”.

(“Полный архив высказываний Абу Мусаба аз-Заркави”, стр. 50)

 

О положении учёных, работающих на вероотступнические правительства

Сказал шейх Абу Катада аль-Филистини:

“Что же касается тех ученых и шейхов, которые занимают должности, работая на вероотступников – то их положение может быть различным.

1) Те, которые были обмануты тагутом относительно его положения, и он спрятал своё дело от них. И они – группа, которая освобождается (Ин Ша Аллах) от наказания Аллаха.

2) Те, которые знают положение тагута, но хотят уменьшить зло и достичь блага для людей истины и ислама. Они, если будет угодно Аллаху, получат награду за своё намерение.

3) Те, которые знают положение тагута – но они связаны с ним, помогают ему
и защищают его, искажая религию для людей, и молчат о знании, которое Аллах дал им, в услужение тагуту, ища мирских благ и должностей. Они – неверующие и вероотступники. Это то, что связано с этой темой, и Аллах знает о том, что скрыто – но нам нужно судить только по явным признакам, указывающим на их состояние”.

(“Характеристики победоносной группы”, 16)

Если же кто-то скажет, что шейх Абу Катада проявил здесь излишнюю жесткость в суждении, тогда пусть прочитает слова шейхуль-ислама Ибн Теймии:

«Когда учёный, следуя за решением правителя и оставляя своё знание, противоречит Книге Аллаха и Сунне Его Посланника – он становится неверным и вероотступником, заслуживающим наказания в этой жизни и в следующей. Это правило может быть также применено в отношении группы учёных, которые присоединились к монголам из-за страха перед ними, и желали получить пользу от них. Эти учёные оправдывались, что монголы произносили шахаду, и потому были мусульманами».

(“Маджму аль-Фатава”, том 35, стр. 373)

Конечно, не всегда то, что говорится в общем, может быть применено для вынесения индивидуального такфира. Но если мы не называем поимённо этих учёных неверными – это не значит, что допустимо брать их себе в качестве учителей или религиозных наставников.

Уместно здесь будет также привести дуа шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, с вероубеждениями которого соотносят себя саудовские “большие шейхи” и их последователи:

«Мы просим Аллаха, чтобы Он вёл нас, и наших братьев мусульман, по прямому пути – пути тех, кого Аллах облагодетельствовал, и чтобы предостерег нас от дороги тех, на кого пал Гнев, коими являются ученые, которые знают – и не совершают деяния в соответствии со своим знанием, и дороги заблудших, коими являются много поклоняющиеся невежды!»

(“ад-Дурар ас-Сания” 2/101-102)

Наконец, завершая написанное по данной теме, мы хотели бы привести замечательные слова шейха Абдуль-Азиза ат-Тарифи, прекрасно подходящие для подведения итога в данном вопросе:

«Учёные бану Исраиль продавали свою религию за ничтожную цену, а сегодня есть такие учёные, что продают свою религию вообще без всякой цены, бесплатно. Но Аллах взял на Себя ответственность за сохранение Своей религии, поэтому сгинет их религия, а не религия Аллаха!»

d6fff732-5195-41e8-9643-d454be5157f5

И в завершение – Хвала Аллаху, Господу миров.

 

 

One thought on “Об учёных истины и учёных лжи

  1. Известно, что один человек спросил Суфьяна ас-Саури: «Я шью платья тиранам. Считаюсь ли я помощником несправедливых?» Суфьян ответил: «Нет, не считаешься, ибо ты сам уже стал несправедливым (делая это). Помощником же несправедливых может считаться тот, кто продал тебе нитку (или иглу)».

    Интересно, что бы сказал Суфьян ас-Саури об этих Саудовских шейхах.

    Like

Leave a comment